Автор: Шилина О.А.
Конспект открытого урока по теме:
«Обработка статистических данных, собранных в процессе наблюдения
за погодой».
Тип урока: практическая работа.
Метод: репродуктивный.
Цели урока:
Образовательные: продолжить формирование понятий – погода, элементы
погоды, среднесуточные и среднемесячные температуры, амплитуда температур,
роза ветров.
Развивающие: формирование умений обрабатывать материалы своих
наблюдений за погодой, делать выводы о состоянии погоды, давать описание
погоды, научить использовать компьютер для обработки географических
данных.
Программное обеспечение: электронная таблица (stat.xls)
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учеников |
1.
|
Оргмомент.
Здравствуйте, садитесь. Сегодня мы проведем урок, на котором
будет подведен итог вашим наблюдениям за погодой. Помогут нам
в этом календари погоды, который вы ведете с начала сентября.
Итак, тема нашего сегодняшнего урока: «Обработка статистических
данных, собранных в процессе наблюдения за погодой».
|
Здороваются, садятся. |
2.
|
Скажите мне, пожалуйста, какая погода сегодня в Рязани?
Какие показатели вам надо знать, чтобы охарактеризовать погоду
какой-либо местности?
Важной характеристикой погоды можно считать температуру воздуха.
Как нам рассчитать среднесуточную температуру?
А сможем мы узнать среднюю температуру месяца, как её рассчитать?
А как нам рассчитать месячную амплитуду температур воздуха?
|
Температуру воздуха, атмосферное давление, направление и скорость
ветра, вид осадков.
Ответ.
|
3.
|
У вас, в календарях погоды, отмечены среднесуточные
температуры, постройте график хода месячных температур для января
и проанализируйте его. |
Строят график. |
4.
|
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
1. Какой была в этом году максимальная температура января?
2. Какой была в этом году минимальная температура января?
3. Чему равна месячная амплитуда температур?
4. Какой получилась средняя температура месяца?
5. Каких температур больше: положительных или отрицательных?
Какой вывод мы можем сделать: в течении января преобладала ………………………………
погода.
|
Анализируют построенный график. |
5.
|
Следующий элемент погоды, который вы отмечали, направление ветра.
Какие бывают направления ветра?
Что является причиной возникновения ветра?
Как называется график, показывающий преобладающее направление
ветра какой-либо местности?
|
Северное, южное, западное, восточное и переходные.
РОЗА ВЕТРОВ.
|
6.
|
Постройте на основании данных ваших календарей погоды,
розу ветров для января и проанализируйте её. |
|
7.
|
Давайте посмотрим, что у вас получилось.
Что вы можете сказать о преобладающем направлении ветра?
Как вы думаете, какая зависимость существует между направлением
ветра и температурой воздуха?
|
Если преобладают ветры южных направлений, то будут
преобладать теплые температуры, а если северного направления, то
будут преобладать холодные температуры. |
8.
|
Мы разобрали с вами такие элементы погоды, как температура воздуха
и направление ветра. Но вы еще отмечали осадки.
К сожалению в прогнозе погоды не дают количество выпадающих
осадков. Поэтому у вас на мониторах дана готовая таблица, в которой
указано количество осадков, распределенных по сезонам года.
Постройте диаграмму на основании этих данных.
Посмотрите, что мы можем узнать глядя на полученную диаграмму?
В какой сезон года выпадает наибольшее, а в какой наименьшее
количество осадков?
|
Годовое количество осадков, как осадки размещаются
по сезонам года. |
9.
|
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Сегодня мы с вами проанализировали статистические показатели
элементов погоды.
Какой вывод вы можете сделать?
|
Все элементы погоды взаимосвязаны и влияют друг на
друга. О погоде нельзя судить только по одному её элементу. |
10.
|
Подведение итогов.
Вы сегодня отлично поработали, лучше всего работали ……….
Этим ученикам я сегодня ставлю отлично.
Задание на дом.
В календарях погоды построить график изменения давления и проанализировать
его.
|
|
|